БАЛЕТНЫЙ ФОРУМ




АвторСообщение
форум сайта "Традиции петербургского балета"


Пост N: 9
Откуда: Russian, SPb
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.07 15:43. Заголовок: По поводу ликвидации Музея-заповедника "Ораниенбаум"


оригинал статьи


 цитата:
Нынешняя российская культурная политика подчас не слишком сообразуется с доводами логики и просто здравого смысла. Чем лучше живет сидящая на нефте- и газоскважинах страна, в чем нас постоянно убеждают с самых высоких этажей политической и финансовой власти, тем туже базовая культура должна затягивать пояс. Притом что запускаются фейерверки дорогостоящих фестивальных и выставочных мегапроектов, для поддержания самого культурного наследия прибегают к режиму той самой экономии, к которой в советские времена неоднократно обращались и затем, все же осознав ее порочность, отказывались. Речь идет об экономии на музеях, но не в смысле банального сокращения финансирования с переводом на лимитированный паек. Нет, нынешняя экономия на порядок "радикальнее" предыдущих, поскольку предполагает упразднение музея как такового: нет подопечного - нет и заботы. Однако просто так подобную институцию довольно сложно и хлопотно ликвидировать. Нужна какая-то модель или способ. И, к своему несчастью, музей, бывает, сам его подсказывает. Точнее, не он сам, а история его бытования или злоключений. Такими печальными эпизодами богата и биография дворцово-паркового ансамбля "Ораниенбаум", расположенного в пригороде Санкт-Петербурга (г. Ломоносов). О нем, собственно говоря, и речь.

Некогда загородная летняя резиденция сподвижника Петра I Меншикова (в 1711 году им был заложен Большой дворец, и по этой дате музейщики ориентировали грядущий 300-летний юбилей ансамбля), затем последовательно - Петра III, Екатерины II, Александра Павловича (будущего Александра I), наконец, великого князя Михаила Павловича и его последующих наследников, Ораниенбаумские дворцы и парки в 1918 году стали достоянием Советской Республики. Со свалившимся достоянием "совдепы" по причине экономической разрухи распорядились просто - по решению комиссии ВЦИК "О мерах по концентрации государственных музеев" 1924 года Ораниенбаум как малый музей присоединили к крупному, то есть к соседнему Петергофу, где и расположилась совместная дирекция.

Результаты неравного музейного "брака" по экономическому расчету не замедлили сказаться. Тогдашнее почти мародерское обращение с Ораниенбаумом привело к тому, что около половины его коллекций - мебель, бронзовые бра, люстры, дельфтский фаянс, китайский, японский и мейсенский фарфор, редкие книги и т.д., экспонировавшиеся в дворцах и хранившиеся в фондах, ушли и в Петергоф, и в Госфонд, где иные вещи растворились без остатка. А что-то ушло через сеть антиквариата.

Всего за время "филиализации" Ораниенбаум утратил около 1600 музейных экспонатов. Среди шедевров, вывезенных в Петродворец и позднее во время войны пропавших там при гитлеровской оккупации, можно назвать резной иконостас работы Ивана Зарудного из Церковного павильона Большого дворца и демонтированный плафон Джованни Баттисты Тьеполо "Отдых Марса". С самими же дворцами и парковыми постройками поступили наподобие оккупантов (которых, кстати, Ораниенбаум никогда и не знал, даже во время войны немцы так и не смогли взять ораниенбаумский плацдарм). Павильон Катальной горки был сдан конторе "Заготзерно", которая в заботе о дезинфекции злаков едва не погубила интерьеры. Во дворце Петра III перебывали самые разные арендаторы: от военных квартирантов до физкультурников и служащих "Водоканала". При этом доход от аренды поступал в кассу объединенной дирекции, то есть, иначе говоря, в Петергоф на его нужды. Принося доход "старшему брату", сам Ораниенбаум дряхлел - после 1933 года в нем были полностью прекращены какие-либо реставрационные работы. Худо-бедно как музей функционировал лишь Китайский дворец, хотя и изрядно почищенный от экспонатов. Наконец, опомнившийся к 1939 году Ленсовет расторг музейный "брак", выделив Ораниенбаумские дворцы-музеи в самостоятельную хозрасчетную единицу с непосредственным подчинением Управлению культурно-просветительных предприятий. Дирекции же Петергофских дворцов лишь попеняли: мол, "не могла уделять должного внимания Китайскому дворцу". Почти как дурная реприза выглядел проект, муссировавшийся в 1980-е годы в Ленгорисполкоме снова об укрупнении музеев-заповедников с созданием единых дирекций. Но, видимо, как следует изучив старые грабли, давнюю экономическую идею раздумали педалировать и оставили Ораниенбаум в покое. Как оказалось, пока.

Кажется, идея музейного скрещивания или же музейных великих переселений - неотвязный призрак культурного ландшафта, обращенного в сторону Финского залива. Три года назад эта перспектива снова замаячила перед ансамблем Ораниенбаума, чьи музейные собрания и фонды намечалось слить с ГМЗ "Петергоф". Речь уже пошла даже не о пресловутой "филиализации", а о его превращении в структурное подразделение более крупного музея. В преддверии этого переливания статус музейных коллекций Ораниенбаума повысили до федерального. В последние два месяца прошлого года эту перспективу уже четко и определенно обозначили вехами - рядом приказов Роскультуры о порядке передачи коллекций и фондов. Судьба самих дворцов пока не слишком ясна. Так или иначе любому культурному человеку, не говоря уже о профессионале, понятно, что такой музейный ансамбль, как Ораниенбаум, нельзя раскатывать на части, как избу на бревна. Дворцы и павильоны с выскобленным из них художественным наполнением - а предполагается снять все вплоть до лаковых панелей и других элементов декора интерьеров - предстанут как ободранные шкатулки. Как шкатулки, разумеется, старинной работы и хороших пропорций, но все же - как архитектурные коробки. Дело в том, что Ораниенбаум - единственный в стране ансамбль стиля рококо, к тому же абсолютно аутентичный, поскольку не пострадал во время войны. Этим он отличается от остальных дворцовых комплексов пригородов Санкт-Петербурга, практически являющихся только реконструкциями былого. И потом как-то даже неловко напоминать, что рококо - в основном интерьерное искусство, в котором все составляющие произведения и предметы согласованы и как бы связаны композиционно-пластическими рифмами. Подобным образом буквально сочинял для Екатерины II дворцы и павильоны Ораниенбаума его главный архитектор Антонио Ринальди, рифмуя рисунок мебели с очертаниями декоративных картушей, придумывая особую тональность для каждой из зал. Неслучайно Ораниенбаум известен широкой публике в основном по фотографиям именно интерьеров - "Фарфоровый кабинет", "Сиреневая гостиная", "Стеклярусный кабинет", "Зал муз" и т.д. Если не будет сохранена целостность этих интерьерных ансамблей (а к этому все неизбежно и стремительно идет), то можно будет без преувеличений констатировать: целый пласт истории русского искусства будет вычеркнут. Может быть, стоит в очередной раз опомниться и перечеркнуть что-то менее важное - чьи-то амбиции и административное рвение.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



На главную сайта

Все сообщения выражают точку зрения авторов и администрация форума никакой ответственности за них не несёт
Связаться с администрацией Вы можете прямо сейчас