БАЛЕТНЫЙ ФОРУМ




АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.05 18:01. Заголовок: В чьих руках петербургская культура?


Десятый вал управления

Юрий БЕЛЯВСКИЙ


Ровно год назад председателем Комитета по культуре г.Санкт-Петербурга была назначена Надежда Викторовна Кущенкова.

За последние десять лет она стала десятым начальником этого ведомства. Я не собираюсь сейчас исследовать тему кадровой чехарды в руководстве питерской культуры. Понятно, что все культурначальники были людьми разными, кое-кто из них оказался на должности случайно, да никто на ней надолго и не удержался. Но каждый из них, так или иначе, осознавал масштаб культурного явления, управлять которым им надлежало. Дело ведь не только в 180 музеях, 50 театрах, 1270 библиотеках и 5830 памятниках культуры. Дело, скорей, в культурном бэкграунде Великого города. Город, неосторожно названный «культурной столицей России», город - легенда, город - брэнд... Да такой город способен без особого хруста перемолоть любого чиновника, названного начальником его культуры. Могу предположить, что многие из этих людей, столкнувшись с «культурным многопудьем» Питера, переживали ощущения, сходные с чувствами пушкинского Евгения по отношению к Медному всаднику. Чем все это закончилось для бедного Евгения, известно каждому, более или менее внимательно прошедшему курс средней школы.

Надежду Викторовну в тот момент, когда она ступила на петербургскую мостовую, судя по всему, литературные аллюзии не отягощали. Она приехала из «продвинутой» Москвы, чтобы расшевелить это «сонное питерское» болото. Во всяком случае, так это выглядело со стороны, по мнению десятков внимательных и заинтересованных наблюдателей.

Каждый из нас имеет только тот опыт, который он имеет. Говорят, что где-то существуют люди, способные учиться на чужих ошибках. Не знаю, я таких не встречал. Если признаться честно, то и тех, кто умеет извлекать выводы из собственных ошибок, мне попадалось не так уж много. Чтобы руководить людьми вообще, а уж людьми, делающими культуру, особенно, кроме основательного жизненного и профессионального опыта, необходимо обладать еще целым рядом свойств и качеств. Перечислению этого ряда посвящены сотни солиднейших монографий и защищены по этому поводу десятки докторских диссертаций. Желающие могут ознакомиться, уверен, их усилия не окажутся напрасными. Я же позволю себе привести лишь фразу, произнесенную лет эдак пятьдесят назад одним матерым деятелем искусств: «Не бойся министра культуры, бойся культуры министра». Умри, Денис, лучше не скажешь. Никто, между прочим, лучше и не сказал.

У Надежды Викторовны Кущенковой с опытом дела обстоят следующим образом. Судя по имеющимся документам, питерский Комитет по культуре - третья организация, где она работает. Первые десять лет своей трудовой деятельности она посвятила пению в Государственном академическом народном хоре. Надеюсь, что пела хорошо. Вот руководила ли кем-то? Вряд ли. Следующие четырнадцать лет своей жизни г-жа Кущенкова провела в Академии культуры России, где достигла заоблачной должности вице-президента. Все. После этого уважаемая дама отправилась рулить культурой города Санкт-Петербурга. Надо заметить, что в перестроечные и постперестроечные годы в нашей стране появилось огромное множество всяческих академий, в том числе и связанных с культурой. (Я и сам, грешным делом, числюсь академиком в трех или четырех из них.) Возглавляют эти новообразования обычно весьма достойные и уважаемые люди. Чем эти академии занимаются? Чаще всего организацией всякого рода мероприятий, как полезных, так и светских, иногда собирают средства на стипендии талантливым студентам и дополнительные пенсии ветеранам культуры и искусства et cetera. В общем, в меру сил и возможностей отдают себя общественной деятельности. Что само по себе и замечательно. Можно ли там получить тот самый опыт, необходимый для руководства культурой Великого города? Мягко говоря, не уверен. А вот обзавестись полезными связями - несомненно.

На войне как на войне

Следует отметить, что за прошедший год деятельность г-жи Кущенковой широко освещалась городской прессой. Думаю, что ни один из руководителей культуры по всей Руси великой не был героем такого количества критических публикаций. Не обойдена она и вниманием эпистолярного жанра. Жалобы и протесты по поводу деятельности г-жи Кущенковой направлялись и в Смольный, и в московские культурные инстанции. Да и в газету «Культура» с десяток писем пришло.

Но начнем с хорошего. По общему мнению, Надежда Викторовна весьма преуспела в организации всякого рода массовых мероприятий, посвященных торжественным датам. Наверное, она была бы замечательным специалистом, может быть, даже главным в Комитете по культуре по этому виду деятельности. Правда, как утверждают другие специалисты, с появлением г-жи Кущенковой стоимость таких праздников резко рванула вверх. Вот, скажем, провели в Ледовом дворце мероприятие, посвященное 1 сентября. Привлекли детскую самодеятельность и всего двух профессиональных артистов, а бюджет, говорят, оказался более 100 тысяч долларов. Не слабо. «Высшей степени цинизма, - пишут специалисты, - достигла оплата мероприятия - митинга по следам террористического акта в Беслане, где за установку сцены на Дворцовой площади был выставлен счет более чем на 25 тысяч долларов, тогда как обычно стоимость такой услуги как минимум в 2,5 раза дешевле». Цитата из письма, и все. Без комментариев. Цены-то нынче договорные, да и не моя задача - разбираться в вопросах ценообразования. Только вот, помнится, была у русских людей такая поговорка: «Кому война, а кому и мать родна».

А еще любит Надежда Викторовна решать кадровые вопросы. Через несколько дней после вступления в должность посетила она здание, на Фонтанке, где расположен «Петербург-концерт». Осмотрела здание, и оно, что характерно, ей понравилось. После чего начальница публично заявила нечто вроде: «Городу «Петербург-концерт» не нужен. Нам нужна «фабрика звезд»!» Какая «фабрика звезд», при чем здесь «фабрика звезд»? А «Петербург-концерт», кстати сказать, вырастивший Пьеху, Хиля, ансамбль «Дружба», «Терем-квартет», «Петербург-концерт», где блистательно работает Л.Мозговой, один из талантливейших актеров современной России, «Петербург-концерт», имеющий лучшие в городе камерные оркестры, музыканты которых регулярно пополняют оркестровые составы у таких мэтров, как В.Гергиев и Ю.Темирканов, этот «Петербург-концерт» - разве не «фабрика звезд»? Ну, слово за слово, а директору «Петербург-концерта» предложено было написать заявление об уходе. А он взял да и не написал. После чего начальница, как утверждают ее подчиненные, произнесла историческую фразу: «Ну что ж, будем воевать». Тут и началось: круговерть проверок, инспекций, комиссий. Пока концертная организация вроде бы отбивается. Только вот после заседания одной из комиссий художественный руководитель «Петербург-концерта» В.Конахевич вышел на ватных ногах в коридор, сел на первый попавшийся стул и умер, не успев донести до рта таблетку нитроглицерина. Такое вот совпадение... Без комментариев. Только, помнится, была у французов поговорка: «На войне как на войне».

А вот случай, когда Надежде Викторовне удалось решить кадровый вопрос. Назначила нового директора Мюзик-холла, из самой Москвы специалистку привезла. Одним из первых деяний нового директора стал скандальнейший, прогремевший на всю страну отказ в гастролях мюзиклу «Норд-Ост». Скандал-то скандалом, а неустойку в 10 миллионов рублей платить придется из городского бюджета.

Вообще, скандалы почему-то сопровождают Надежду Викторовну во многих ее начинаниях. Реконструкция знаменитых Дворов Императорской капеллы - скандал. Решила объединить два театра в один - скандал. Вот уже два месяца пытается снять с работы директора зоопарка И.Скибу. А работники зоопарка в знак протеста против этого решения объявили голодовку. Хроника голодовки не сходила со страниц городских газет. Скандалище. Два губернаторских советника еле-еле уговорили людей отказаться от крайних форм протеста.

О стиле общения начальника Комитета по культуре с деятелями культуры ходят легенды. Рассказывают такой анекдот. Вроде бы пригласила как-то Надежда Викторовна директора Эрмитажа М.Пиотровского зайти в Комитет по культуре. Эрмитаж - учреждение федеральное, слава богу, городскому комитету не подчинен, но Михаил Борисович, как человек интеллигентный, коренной петербуржец, по приглашению явился, сел в приемной, подождал-подождал, а его не приняли. Встал, пожал плечами и пошел дальше Эрмитажем руководить. Благо, что для этого ему и профессионального опыта, и общей культуры вполне хватает. Или, скажем, назначила Надежда Викторовна заседание городского Художественного совета. Собрались известные, да в общем-то и занятые люди. Посидели минут двадцать пять, обменялись новостями, а начальник Комитета по культуре (!) к ним не вышла. Они головами покачали и разошлись. Такие вот истории рассказывают в городе Санкт-Петербурге седые, заслуженные, а иногда и народные люди. Занятно, просто Хармс какой-то.

Да, вот еще беда. В один голос жалуются главрежи, худруки и директора, что начальник управления культуры не ходит на спектакли и симфонические концерты. Может быть, очень занята, а может быть, просто неинтересна ей вся эта «культур-мультур, понимаешь»? Без комментариев. Беда, да и только.

Неделю примерно назад г-жа Кущенкова провела пресс-конференцию. Два руководителя местных театров говорили о ней хорошие слова. Это прекрасно и очень радует. Значит, война все-таки не со всеми.

Чей человек?

Говоря о Н.Кущенковой, почти всегда со вздохом произносят: «Но ведь она человек Матвиенко». По мнению многих из моих собеседников, эту легенду породила и умело поддерживает сама Надежда Викторовна. Во всяком случае, во время почти часовой беседы с губернатором я не почувствовал какого-то особого отношения Валентины Ивановны к начальнику городского Комитета по культуре. Более того, казалось, что о каких-то вещах, творящихся в театрах и концертных организациях, слышит она впервые. Думает губернатор, как ей и положено, о другом. О том, например, что за год в Петербург приезжают 3 миллиона туристов, а по всем подсчетам, должно приезжать 30 миллионов. И именно это туристское нашествие способно дать Великому городу новое качество и новое содержание жизни. Правда, не очень понятно, где селить, чем кормить, на чем возить (и еще десятка три проблем) всех этих людей, мечтающих увидеть Петербург и, что весьма важно, потратить в нем деньги. Это, собственно, и есть для Питера важнейшая составляющая его культурной политики на перспективу. Исследование на эту тему уже заказано крупнейшей западной консалтинговой компании, и, судя по всему, найдутся у нас в стране богатые и влиятельные люди, способные помочь Санкт-Петербургу стать одним из выдающихся туристических центров мира. Дай-то Бог, но жить надо сейчас и сегодня. Ясно, что город достался Матвиенко не в лучшую для себя пору. Со шлейфом давних, запущенных и больных проблем. Все это известно и понятно. Понятно и другое. Решение любых проблем в таком городе, как Питер, без одобрения и поддержки интеллигенции, в том числе, конечно, и творческой, невозможно. Пока кредит доверия, и достаточно серьезный, существует, но как же можно позволять растрачивать его людям, присваивающим себе право называться «людьми губернатора»?

Я не знаю, «чей человек» Н.Кущенкова. Но, думаю, явно не питерский - не его культуры, не его традиций, не его масштаба.

Опубликовано в газете «Культура»



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.05 00:57. Заголовок: Re: В чьих руках петербургская культура?


Вроде, с диктатурой компартии покончили, тогда откуда такие бестолковые назначения?!
Вот с блатом всё ещё не покончего, а жаль!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.05 19:48. Заголовок: Re: В чьих руках петербургская культура?


И ведь в чем цинизм... Кущенкова всего год и она уже – рекордсмен по отрицательным публикациям. Она – год, а Павел Гершензон – десять лет разваливает Мариинский балет. И не было ни одной публикации о нём. (Не считая публикации М. Ильичевой в журнале «Балет».) Ну, вот как такое может быть? А черт его знает.
Кущенкова – год, и против неё уже все. Она приехала и о ней пишут, что она – человек «явно не питерский – не его культуры, не его традиций, не его масштаба». А почему про Гершензона никто этого не напишет?
То, что о Кущенковой написали – это всё практически к Гершензону относится.

цитата
Она приехала из «продвинутой» Москвы, чтобы расшевелить это «сонное питерское» болото.

То же самое Павел Гершензон приехал из «продвинутой» в кавычках Москвы... Осчастливил нас. Так вот по Гершензону никто не пишет, хотя он десять лет уже...


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 24
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



На главную сайта

Все сообщения выражают точку зрения авторов и администрация форума никакой ответственности за них не несёт
Связаться с администрацией Вы можете прямо сейчас