БАЛЕТНЫЙ ФОРУМ




АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.05 19:23. Заголовок: Оперный балет или танцы в операх.


Я хочу параллельно затронуть еще одну очень важную вещь. Ведь в оперных спектаклях есть балет. И его, как ни странно достаточно. Ведь это и знаменитые «Половецкие пляски» из «Князя Игоря», полонез из «Евгения Онегина», знаменитые танцы из «Аиды», «Самсон и Далилы», «Демона», «Царской невесты», «Мазепы, «Войны и мира». И концертмейстеру оперы важно знать все необходимое, для того чтобы артистам балета было удобно с ним работать. Чтобы не было разницы между концертмейстером оперы и концертмейстером балета. Ведь это идет как две различные касты, две совершенно разные специфики работы. В Мариинском театре на настоящий момент у так называемого «оперного балета» достаточно много работы: «Аида» - танец жриц в 1 акте в «Храме Изиды» , 2 акт «Площадь» – марш, танец четырех военачальников, танец быка. «Бал-маскарад» в постановке Андрея Кончаловского – народные танцы в первом «Пристань» и третьем акте «Маскарад», маленькая пантомима на финальном дуэте Амелии и Рикардо.«История Кая и Герды» - северная полька и вальс на площади, танец троллей в 1 акте, 2 акт – танец Герды (артистка балета) с троллями на арии Фонарщика «Послушайте, и вот настала ночь», во «Дворце Снежной королевы» вальс снежинок. «Князь Игорь» - танец половчанок и половецкие пляски. «Пиковая дама» – в постановке Галибина – 8 девушек танцуют в комнате Лизы на песенку Полины «Ну-ка светик, Машенька». 2 акт –пастораль «Искренность пастушки» – где на фоне пения пасторали участвуют Миловзор - Пастушок, Прилепа - Пастушка, Златогор - Сатир, некий добрый дух справедливости, Нимфа, Амур, 6 нимф, а в «Пиковой даме» – в постановке Темирканова только во 2 акте кадриль на хоре «Радостно, весело в день сей» и пастораль - Амур, пастухи и пастушки. «Руслан и Людмила» - весь третий акт – «Царство Наины» держится на балете. Это и очарованные рыцари, волшебные девы, которые танцуют на арии Ратмира «Чудный сон живой любви» и у них есть свой собственный балетный номер. Практически и четвертый акт «Царство Черномора» тоже балетный – это и восточный танец 3 девушек, колокольчики, арабский, турецкий и знаменитая лезгинка. «Хованщина» - пляски персидок. «Война и мир» - полонез, мазурка, вальс . В опере «Лючия де Ламмермур» красивые танцы статуй на различных музыкальных фрагментах – увертюре, знаменитом арфовом соло перед арией Лючии, на музыкальных проигрышах и танцы гостей на свадьбе. «Мазепа» - «Нету-нету тут мосточка» и гопак. «Обручение в монастыре» - Коломбина и 4 маски, которые участвуют практически во всем спектакле, восточная пара, болеро – тут и вступление, и их «официальные танцы» и финал оперы. «Садко» - скоморохи в 1 картине , волшебные девы в «У Ильмень-озера», во втором акте подтанцовка на ариях Варяжского, Индийского и Веденецкого гостей. Ну и «подводное царство». Красивые танцы в «Сомнамбуле», вальс и «Вальпургиева ночь» в «Фаусте». В «Травиате», в постановке Алексея Степанюка - цыганский танец и испанский. В Темиркановском «Евгение Онегине» - пляска девушек «Уж как по мосту-мосточку», ларинский бал и греминский бал. А в новой постановке, в хореографии Дмитрия Корнеева, «Уж как по мосту-мосточку» танцуют детишки, причем не из хореографического училища, а из миманса театра. «Отелло» в постановке Александрова - Бианка и 4 арапки, «Сказки Гофмана», танец чудищ в «Кащее Бессмертном», вакханалия из «Самсона и Далилы», завораживающие танцы гейш, пляска маленьких девочек и шествие чуд из «Золотого петушка», танцы у Кумы в «Чародейке», любовный танец на увертюре и танцы в «Царской невесте», польский акт в «Жизни за царя», скоморохи и птицы из «Снегурочки», нибелунги в «Кольце нибелунгов»,
Когда-то в Большом балетоманы не пропускали «Садко», «Руслана и Людмилу», «Фауста», «Хованщину», «Князя Игоря», потому что в них танцевали Семенова, Плисецкая, Стручкова, - да почти все балерины, кроме Улановой. Она вообще очень редко танцевала. На мой взгляд самый высокий уровень исполнения балетов в операх - половецкие пляски (особенно с участием Ислома Баймурадова и Юлии Сливкиной) и временами Хованщина в исполнении Юлии Сливкиной и Анны Сысоевой (пару раз видела там Баженову - это было достойно). Помимо Баймурадова и Баженовой очень хороша Полина Рассадина, такой маленький комок энергии, с точеными стопами, словно не касающимися пола. Большие танцевальные купюры свойственны многим операм. У того же Глинки в «Руслан и Людмила» целых два акта составляют эти
«балетные вставки». А какую неповторимую атмосферу вносит «Польский акт» в Сусанине. Маленькие же танцевальные номера присутствуют почти в каждой второй опере и никому они не мешают, если к месту. Не стоит забывать, что опера – это
сценическое искусство. Кстати, оттого, в какую часть «Фауста» включена «Вальпургиева ночь», во многом зависит трактовка и сила воздействия финала этой оперы. Впрочем, от этого акта порой отказывались. Но мне всегда казалось, что психологический эффект финала в результате только проигрывал.

Балетные сцены в операх можно разбить на две категории. Есть целые балетные акты, например как Вальпургиева ночь в «Фаусте», сады Наины и замок Черномора в «Руслане», Польский акт в «Сусанине», Половецкие пляски и др. Это самостоятельные музыкальные произведения, которые спокойно можно исполнять отдельно от оперного спектакля. Если они поставлены талантливо, например как нашими выдающимися балетмейстерами прошлого, то это в особой степени является украшением спектакля. Почему мне так жаль танцы польского акта. Они были созданы чуть ли не самим Александром Горским. Это был шедевр и до недавнего времени на него не покушались. О Половецких пляскях Михаила Фокина можне не говорить, это мировой шедевр. Надеюсь горе-новаторам не придёт в голову выбросить и его на свалку. Другую категорию представляют танцевальные номера, которые неотъемлемы от действия. Например в «Онегине» - вальс на балу у Лариных и полонез на балу в СПб. В «Аиде» есть также такие номера. Танец персидок сюда же. Иногда они очень органично вписываются в действие, а иногда нет. Недавно танцы в Аиде были сильно раскритикованы в постановке у Гергиева. Лично мне совсем не нравятся танцы в 3-ем действии «Травиаты». Они выглядят там как-то очень искусственно. Замечательно был поставлен ещё до войны танец персидок в «Хованщине», который тоже канул в небытие. Когда-то он был полон восточной неги. Там был перс и с десяток персидок. Перс держал связку покрывал, в который персидки то закручивались, то раскручивались. Позднее его стали танцевать чуть ли не на пуантах, что вообще гляделось как нонсенс. Большие танцевальные акты считались обязательной принадлежностью Grand Opera. Интересно, что в зависимости от того, в какой последовательности идёт танцевальный акт, могут смещаться идейные акценты содержания оперы. Так было с Вальпургиевой ночью, которая шла иногда в самом конце оперы, а иногда как предпоследнее действие, перед темницей. Психологический эффект получался от этой перестановки совершенно различным.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.05 19:26. Заголовок: Re: Оперный балет или танцы в операх.


А если говорить о звездах оперного балета - Ислом Баймурадов, Полина Рассадина, Юлия Сливкина, Анна Сысоева, Михаил Бердичевский, Алексей Тимофеев, Александр Сергеев, Николай Наумов, Елена Баженова, Максим Быстров, Никита и Иван Ткаченко, Анастасия Емец - их можно перечислять достаточно долго.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.06 15:41. Заголовок: Оперный балет или танцы в операх.


Раймонда, а что Вы думаете о таких "включениях" балета в оперу, как последняя фантазия на тему "Смерть за царя", продемонстрированная на сцене Кировского??? (я даже не буду спрашивать об электрической лампе над верстаком Сусанина, тазиках с салатами и "шляхтичах" в "алясках")...


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
форум сайта "традиции петербургского балета"


Не зарегистрирован
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.06 14:31. Заголовок: Re:




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



На главную сайта

Все сообщения выражают точку зрения авторов и администрация форума никакой ответственности за них не несёт
Связаться с администрацией Вы можете прямо сейчас